Британский бизнес и иностранные инвесторы: недовольство санкциями и потеря веры в верховенство закона
В 2019 году Великобритания продала России услуг на 2,13 млрд. фунтов стерлингов. Теперь она продает квазиконтрабандные сосиски в пабах, а потенциально подверженные санкциям иностранные инвесторы держатся подальше.
Крис Девоншир-Эллис
Многие британские компании недовольны санкционной политикой Лондона в отношении России, заявили представители Палаты лордов британского парламента в интервью газете «Известия», российскому аналогу «Financial Times».
Однако критика политики британского правительства в основном остается вне поля зрения общественности из-за потенциально жестких политических последствий и не менее жестких последствий в социальных сетях. Вместо этого они негласно ищут способы обхода ограничений, в том числе путем торговли через дочерние компании в других странах, например, в Армении, Грузии и Казахстане, которые реэкспортируют продукцию в Россию. Однако, в парламенте, который вынудил бизнес искать способы обхода санкций, которые в итоге удовлетворяют спрос и предложение, несут очевидные выгоды в занятости и уплате налогов в британскую казну, вопрос о перспективах ослабления антироссийских санкций не обсуждается. Эта тема, по мнению политиков, окутана завесой молчания. Соответственно, британский бизнес в частном порядке считает, что ждать смены курса Лондона не стоит, по крайней мере, до парламентских выборов 2024 года.
В 2021 году начался конфликт России с Украиной, за которым последовали беспрецедентные санкции коллективного Запада против Москвы. За это время было принято 11 ограничительных пакетов ЕС, большое количество ограничительных мер ввели США и партнеры, включая Великобританию.
Однако в результате, вопреки ожиданиям Запада, под ударом оказалась не только Россия, но и сами инициаторы санкционного давления. Согласно анализу британской газеты Financial Times, с момента введения санкций европейские, в том числе британские компании понесли потери на российском рынке в размере не менее 100 млрд. евро. Издание подчеркивает, что 176 компаний зафиксировали «обесценивание активов, затраты на обмен валюты и другие единовременные расходы в результате продажи, закрытия или сокращения» бизнеса в России. Наибольшие потери понесли энергетические компании. Три крупнейшие нефтегазовые корпорации – британская BP, Shell и французская Total Energies – потеряли в общей сложности 40,6 млрд. евро. Часть из них – деньги британских налогоплательщиков. Эти потери не включают дополнительные убытки, связанные с удорожанием производства из-за повышения стоимости энергоносителей, значительной инфляции и резкого замедления роста ВВП. В Британии рост ВВП во II квартале 2023 г. составил 0,2%, что позволило избежать рецессии, инфляция в июне составила 7,9%, а индекс PMI – 45,3. Любой показатель ниже 50 свидетельствует о спаде в производстве.
Для сравнения, в российской экономике дела обстоят гораздо лучше. Рост ВВП во II квартале 2023 года составил 4,9%, инфляция в июне – 3,3%, а индекс PMI достиг 52,6, что свидетельствует о росте экономики.
Неудивительно, что опасения исходят от представителей британской промышленности. Ричард Балф, член Палаты лордов британского парламента, заявил Известиям, что «ряд компаний недовольны, но они не говорят об этом публично, а просто ищут способы обойти санкции». Одним из способов, по его словам, является торговля через дочерние компании, расположенные в странах с более мягким отношением к России. Фактически, к таким странам относятся государства Кавказа, Турция и большая часть Центральной Азии, а также такие крупные экономики, как Индия и Китай.
Между тем, в июле газета London Times, ссылаясь на данные о торговых операциях, сообщила, что Лондон, несмотря на свои антироссийские заявления, не запретил своим производителям экспортировать в Россию оборудование для добычи полезных ископаемых и минерального топлива. В их число вошла и компания Hill & Smith, которая в прошлом году в своем отчете заявила, что не имеет прямых связей с российскими заказчиками. Тем не менее, одна из дочерних компаний, Bergen Pipe Supports (India) Private Limited, продолжает поставлять опоры для крепления газопроводов для российского проекта «Арктик СПГ-2». Но эти данные содержатся в цифрах экспорта в Россию из Индии, а не из Великобритании. Таким образом, источник принимаемых торговых решений стараются не рассматривать как непосредственное участие Великобритании.
Последствия санкций для Великобритании
Несмотря на все усилия западных столиц, влияние ограничений на Россию оказалось не столь значительным, как ожидали их инициаторы. Лорд Балф в очередной раз прокомментировал это так: «Мои друзья в России говорят мне, что последствия не столь серьезны, как утверждают правительства Великобритании и США», добавив, что вопрос о санкциях «окутан завесой молчания». По словам лорда Балфа, в настоящее время в парламенте Великобритании не обсуждается вопрос о какой-либо оценке санкционных мер в отношении России. Этот вопрос просто не стоит на политической повестке дня.
Кира Годованюк, ведущий научный сотрудник Центра британских исследований Института Европы РАН, предположила, что «любые свидетельства того, что правительство как-то смягчает свой тон в отношении России, будут означать, что они согласны с тем, что были неправы. В настоящее время ни один член парламента не рискнет затронуть эту тему, поскольку она является основополагающей во внешней политике Соединенного Королевства. Такие выступления могут подорвать репутацию самого депутата». Над этим вопросом стоит задуматься, учитывая, что 2024 год – решающий для выборов в Великобритании. Это также означает, что вряд ли произойдут какие-либо изменения в нынешней политике по отношению к России. Напротив, Великобритания сейчас самым активным образом лоббирует ужесточение мер в отношении Москвы, и на данном этапе никакие корректировки невозможны. Дискуссии о смягчении санкций могут быть подняты в парламенте, но только тогда, когда иссякнет антироссийская политическая и медийная повестка дня.
Это представляется маловероятным, поскольку все западные правительства заявляют, что их главная цель – поражение России на Украине, а санкционное давление – один из способов добиться этого поражения. В июле министр иностранных дел Великобритании Джеймс Клеверли подчеркивал, что санкции призваны усилить экономическое давление на российское руководство в ответ на ситуацию на Украине.
Однако Москва не осталась равнодушной. 8 августа Президент России Владимир Путин подписал указ о приостановлении действия некоторых положений соглашения об избежании двойного налогообложения с недружественными странами. В этот список вошла Великобритания, и это увеличивает налоговое бремя для британских компаний, продолжающих торговать с Россией, ограничивает возможность содержания престарелых или больных родственников как в Великобритании, так и в России, увеличивает налоговое бремя на оплату образовательных и медицинских услуг. Это затрагивает 49 тысяч российских граждан в Великобритании, а также несколько тысяч британцев, оставшихся в России, которые чувствуют себя все в большей степени маргиналами из-за отношения к ним британского правительства. Эта ситуация должна быть гуманитарным, а не политическим вопросом.
В тот же день Лондон принял решение расширить «черный список», добавив в него еще 22 физических и юридических лица за пределами России, которые были причастны к нарушению санкций Великобритании. В их число вошли две турецкие компании (Turkic Union и Azu International), Aeromotus Unmanned Aerial Vehicles Trading, базирующаяся в Дубае (ОАЭ), иранские граждане и компании, белорусские оборонные организации, а также граждане Словакии и Швейцарии. Неясно, как в дальнейшем будут развиваться дипломатические отношения в Дубае и Турции в условиях вмешательства Великобритании в то, что их торговые компании рассматривают, во-первых, как часть европейского конфликта, а во-вторых, как вмешательство в их фундаментальное право торговать и самостоятельно оценивать риски.
Что касается России, то санкционный список Великобритании был расширен еще на три российские компании за их роль в закупках западной продукции, попавшей под санкции Великобритании. В общей сложности с февраля 2022 года под санкции Великобритании попали более 1500 российских граждан. Это помимо того, что в Великобритании заморожены российские активы, такие как частные дома, яхты, банковские счета и другая личная собственность на сумму 26 млрд. фунтов стерлингов. Как и другие западные страны, Лондон ищет законные пути их конфискации и последующей продажи без участия законных владельцев, а полученные средства направить на Украину. Москва называет такие действия воровством.
Однако простые россияне – как те, кто пострадал от санкций, так и те, кто пострадал от общих притеснений, таких как невыдача виз и недоброжелательное отношение, начинают чувствовать себя жертвами, особенно в Великобритании. Такое отношение теперь сказывается на том, как средний класс россиян относится к британскому правопорядку, когда обещания, касающиеся прав личности, отменяются без соблюдения процессуальных норм, независимой судебной системы или арбитража.
Поскольку эта концепция, по всей видимости, распространяется Великобританией и на третьи страны, недоверие к Великобритании, к сожалению, растет в то время, когда ей очень нужно больше друзей. Пройдет еще немало времени, прежде чем не только россияне, но и другие иностранные граждане из стран с нестабильной политической ситуацией будут охотно размещать свои деньги в Великобритании. Времена инвестиций и опоры на справедливое правовое государство за рубежом безвозвратно ушли в прошлое.
В качестве иллюстрации можно привести данные о том, что в 2022 году объем ПИИ (прямых иностранных инвестиций) в сфере технологий в Великобритании сократился на 32,2%, а в Лондоне в 2022 году было зарегистрировано 299 проектов ПИИ, что на 24% меньше, чем в 2021 году (394 проекта), что стало самым низким показателем за последние десять лет. По данным газеты Evening Standard, за последние два года стоимость лондонского рынка элитного жилья снизилась на 15%.
Отмена Игр Содружества в Австралии символизирует общий упадок Великобритании в последнее время. Брекзит серьезно испортил отношения с Европейским союзом, проблематичное колониальное наследие существует в Африке, на Карибах и в других странах, у Лондона очень плохие отношения с Пекином, он не ведет особо полезных переговоров по торговому соглашению с Индией, от него отворачиваются Россия и ее друзья. В ситуации, когда Британия, по всей видимости, считает, что вправе накладывать санкции на компании в Турции и Дубае, ее действия в конечном итоге приведут к тому, что международная поддержка будет весьма незначительной, а защищаемая ею промышленность -– еще меньше.
Великобритания превращается в колбасную республику?
Символом этого является британский паб «Black Chops», недавно открывшийся на канале Фонтанки в Санкт-Петербурге. Несмотря на санкции, здесь продается британский эль на разлив, в меню есть горчица Colman’s, вустерширский соус и британские сосиски, привезенные из Еревана. Великобритания, с точки зрения россиян, превратилась в английскую версию ирландского паба – вся эта пасторальная ностальгия в духе Констебла в сочетании с фальшивой «Страной надежды и славы» и национализмом премьер-лиги. Это – крохи в сравнении с 2019 годом, когда Великобритания продала услуг на сумму 2,13 млрд. фунтов стерлингов. Теперь Великобритания продает приправы для пабов и переработанные продукты питания. Это несомненный спад. Британские экспортеры вынуждены выступать в роли квазиконтрабандистов и говорить белую ложь, чтобы скрыть реальное положение дел. Однако сомнения доброго лорда Балфа в разумности всего происходящего, скорее всего, слишком малы и слишком запоздали. Но какой невероятный ущерб нанесли санкции!
О нас
В эти нестабильные времена мы должны подчеркнуть, что наша компания не одобряет конфликт на Украине. Мы не ведем дела с находящимися под санкциями российскими компаниями и физическими лицами. Однако мы хорошо осведомлены о новых развивающихся цепочках поставок, можем дать рекомендации по стратегическому анализу и новым логистическим коридорам, а также оказать помощь в областях, не подпадающих под санкции. Мы можем помочь российским компаниям в развитии операций в Азии, включая банковское консультирование и вопросы соблюдения торговых норм, чем занимаемся с 1992 года.
Также мы оказываем финансовые услуги и услуги по соблюдению санкций иностранным компаниям, желающим получить доступ в Россию. Кроме того, мы предлагаем маркетинговые исследования и консультационные услуги иностранным экспортерам, заинтересованным в выходе на российский рынок, поскольку экономика страны стремится к замещению западных товаров. За дополнительной информацией и предварительной консультацией обращайтесь по электронной почте russia@dezshira.com или посетите наш сайт www.dezshira.com.